Екатерина Фёдоровна Абаринова (в девичестве Языкова) родилась в Воронежской области в 1918 году. Своими воспоминаниями участница войны поделилась с членами добровольческого объединения «Патриот»:
До войны
«Так получилось, что свой День рождения я отмечаю 3 раза в году. Я родилась по старому стилю 16 ноября, по новому – 29 ноября. Мои родители немолодые люди. Когда пришло время меня регистрировать, записали по ошибке дату моего рождения: 16 декабря 1918 года.
В Воронежской области я прожила почти всю жизнь. Жила с мужем и детьми. Но все уже умерли, и в 2004 году я переехала на Новгородчину.
Когда объявили войну
Трудно передать словами, что мы пережили, когда была объявлена война. Мы, комсомольцы, сразу же выстроились в очередь в райком комсомола, все просились на фронт. Прошёл месяц, два, три, полгода, но о нас, девушках, как будто совсем забыли. Парни, наши ровесники, уже давно воевали, а мы продолжали ждать призыва».
Осенью 41-го года южный фланг наступающих на Москву немецких войск проходил вблизи границ Воронежской области. Враг оккупировал соседние Курскую и Орловскую области. В октябре немцы заняли Орёл и Елец. Линия фронта в это время проходила в 100 – 120 километрах от Воронежа. Город приобрёл статус прифронтового. Начались первые налёты немецкой авиации.
Призыв на фронт
«И вот, наконец, – вспоминает Екатерина Фёдоровна, – 8 апреля 1942 года мне вручили повестку. Это было в «великую субботу», накануне пасхи. Пасху я «отпраздновала» в Воронеже под бомбёжкой, в 3-й дивизии противовоздушной обороны.
В первый же день, как только старшина скомандовал „Отбой!”, вслед раздалась новая команда „Воздух!”.
Мы вскочили и побежали прятаться в бомбоубежище.
В районе, где жила наша семья, военных действий не было, а Воронеж с самого начала войны периодически подвергался бомбардировкам. Через 2 месяца мы получили приказ: отступать на станцию Ржакса Тамбовской области.
Эвакуация
И тут при отступлении я впервые увидела на Задонском шоссе страшную фронтовую дорогу. Из Воронежа эвакуировали стариков, женщин, детей, а на защиту города шли наши войска: танки, артиллерия, самолёты, пехота. Вдруг налетели немецкие самолёты. Наш командир, не успев скомандовать „Ложись!”,
упал как подкошенный. Матери хватали на руки детей, метались в поисках безопасного места. Отовсюду раздавались крики и стоны раненых, гул самолётов, грохот взрывов. Люди пытались, но не могли друг другу помочь. Всё увиденное невозможно описать. Это был настоящий ад.
На Орловско-Курской дуге
Из-под Ржаксы нас перевели в Туголуковский (после укрупнения Жердевский) район, там мы пробыли долго. Самые тяжёлые бои шли в 43-ем году на Орловско – Курской дуге. Наша точка находилась в 12-и километрах от линии фронта, в селе Афанасьево. Такие там шли бои! Наши „катюши”, их „ванюши”, наши и немецкие артиллерия, танки, самолёты… День превратился в ночь, всё небо заволокло чёрным дымом …
Мы освобождали Европу
После этих событий нас из 3-й дивизии перевели в 85-й отдельный батальон.
Мы освобождали Украину, Польшу, Венгрию… Когда перешли венгерскую границу, станция Мишкольц ещё горела, наши части её только освободили. Потом был словацкий город Нитра, другие города… Остановились мы в Румынии. Я в это время была писарем при штабе, и мне приходилось часто возить разные документы. 9 мая 1945 года мы получили радостную весть – закончилась война! Но домой я вернулась только в конце июня.
Отец с матерью были пожилыми людьми, на фронт их не призывали. Родители вырастили троих детей: меня и двух моих братьев. Мы все воевали, и все вернулись домой. Оба брата уже умерли.
Мой муж моложе меня на 10 лет. На фронте не был, не попал. К концу войны ему было 15 лет. Умер 22 августа 2002 года.
В военное время у нас не было выходных. Какие могут быть выходные, когда идут бои? Помню, на Орловско – Курской дуге мы двое суток даже глаз не сомкнули, было не до отдыха.
О нас помнят
В Солецком районе нас, ветеранов, осталось около 40 человек. Недавно мне прислали письмо из Воронежской области. Пишут, что в районе, где я прожила столько лет, уже не осталось фронтовиков. Приятно, что обо мне вспомнили на родине. Память земляков мне очень дорога.
Как-то я задала вопрос своему 9-летнему внуку:
„Когда началась Великая Отечественная война? ”.
Он ответил:
„Не знаю. Знаю, когда закончилась”.
„Вот и хорошо, что ты это знаешь”.
Родители нас по-настоящему любили
Вскоре после того, как меня призвали на фронт, уже в конце мая, мне приснился сон, будто умерла моя мама. А маме было около 60 лет, она много болела. Я заплакала, а девчонки спрашивают:
„Катюша, ты почему плачешь?”
Я не успела ответить, как вошёл старшина и назвал мою фамилию:
„Языкова! Выходи! Отец приехал!”
Линия фронта тогда находилась примерно в 200 километрах от моих родных мест. Идёт война, бои… Как это папа смог приехать? Выхожу – и правда, папа стоит:
„Пап, да как же ты? Откуда ты? Какими судьбами, война-то идёт вовсю?”
Он и говорит:
„Дочка, приехал Фёдор Иванович (это муж моей двоюродной сестры, начальник милиции в Воронеже), привёз в деревню из Воронежа свою семью. Так вот он оформил мне пропуск, и мы с ним приехали на машине тебя навестить”.
Ещё бы полдня, и папа меня не застал бы. Наши войска отступали, и мы бы с ним разминулись.
Или в другой раз. Катя Кочегарова, моя подруга, стоя на посту, — а я тогда была начальником поста – кричит:
„Катюша! Какой-то пожилой мужчина идёт к нашей вышке!”
Я забралась на вышку…папа… что ли? Трое суток шёл пешком, чтобы только на меня посмотреть! Был июль, папа ночевал прямо в поле. Поспит немного и опять идёт. Вот как родители любили своих детей!
Берегите себя и своих близких
После войны было очень голодно. У нас были только вика с овсом. Мы их добавляли в лепёшки и ели. Но нас поддерживали люди, которые держали коров. Вика с овсом и молоко – благодаря этому, и пережили голод.
У меня есть награды: боевые, трудовые, много юбилейных медалей.
Я прожила длинную жизнь, и многое повидала на своём веку. А вам хочу пожелать здоровья. Будьте дружными, уважайте друг друга, помогайте тем, кому трудно. Любите себя. Не пейте, не курите – это самое вредное дело. Работу найдите по душе и по силам. Берегите друзей, товарищей хороших, и всё у вас будет в порядке».
И Вам, Екатерина Фёдоровна, хорошему, мудрому человеку, доброго здоровья и низкий поклон за вашу славную жизнь!
Вячеслав Здравомыслов, Алла Булгакова – руководитель добровольческого объединения «Патриот»