"Вечный огонь"

Сайт добровольческого объединения «Патриот»
Вспоминая войну

Боль никуда не уходит

Валентина Алексеевна Межонова

Наши дети зачастую очень мало знают о войне. Мы должны передать им то, что сами считаем важным:

священную память о своих близких, гордость за Великую Победу, которая досталась такой нелёгкой ценой.

Пропал без вести

А.А.Мельгунов во 2-ом ряду справа. 1941г.

 Валентина Алексеевна Межонова поделилась своими воспоминаниями о своём отце:

«В конце Великой Отечественной войны мне было 4 года. К моменту, когда я в 8-ом классе стала изучать историю СССР, мне исполнилось 14 лет. А когда я наконец заинтересовалась подробностями военной судьбы своих родственников, живых свидетелей войны в нашей семье уже практически не было.

Мой отец, ст. лейтенант Мельгунов Алексей Алексеевич, кадровый офицер Красной Армии, родившийся в 1912 году в деревне Долина Воронежской области, как нам сообщили, пропал без вести.  А на его четырёх братьев — Серафима 1906 г. р. , Ивана 1908 г. р. , Петра 1916 г. р. (Балтийский флот), Владимира 1918 г. р. (Черноморский флот) — пришли похоронки.

Трудно, почти невозможно представить, как это горе пережила моя бабушка. Долгие годы мы вообще ничего не знали об отце, и я придумывала разные истории.

Ведь «пропал без вести» — не значит «погиб». Он мог быть больным, израненным, потерявшим память. В моём детском воображении он был героем, возможно, разведчиком (папа хорошо знал немецкий), который выполняет важное задание, не может вернуться домой и даже просто подать о себе весточку.

Моё сердце чуть не разорвалось от горя

Навсегда запомнила такой эпизод. Как-то вскоре после войны, в 46-ом году, играя со сверстниками, я увидела, что по полю идёт человек в военной форме. Я бросилась к нему, закричала «Па-а-а-па!» и задохнулась от счастья, когда он поднял меня над головой. На мой крик выбежали бабушка и мама. А он опустил меня на землю и крепко обнял другую девочку, свою дочку. Это был наш односельчанин, выживший в той страшной войне.

Моё сердце чуть не разорвалось от горя, и с этой тяжёлой душевной раной я жила много лет, ждала, надеялась на чудо.

Когда мы с братом смотрели фильм «Подвиг разведчика», то всегда думали, что он рассказывает о нашем отце.

Отцовские награды

Семья Мельгуновых

В 1953 году, примерно через полгода после смерти Сталина, маму вызвали в Воронеж. Выдали ей отцовские награды и немалую сумму денег, которые хранились на лицевом счёте отца.

На эти деньги мы купили корову, построили домик и часто вспоминали, что это всё благодаря папе. Эти события сделали более реальными наши фантазии об отце-разведчике. А то с чего бы вдруг где-то хранились его награды? А как было на самом деле, я не знаю до сих пор.

Мама всю жизнь берегла эти ордена и медали и читала- перечитывала отцовские фронтовые письма-треугольники. В 60‑ом году после её смерти все эти бесценные реликвии, к сожалению, потерялись.

 Могила отца в немецком городе Ошатц

В.А.Межонова

Искать следы отца уже самостоятельно я начала в 1980 году и всё время жила надеждой — вдруг живой? В 81-ом году пришёл ответ из Центрального архива Министерства Обороны. Я узнала о гибели отца и месте его захоронения. Но мне, взрослому человеку, по-прежнему хотелось верить, что он живой.

В 82-ом году у меня была возможность побывать на его могиле в немецком городе Ошатц, но не получилось, помешали разные семейные обстоятельства. Мне удалось посетить те места, где отец служил до 41-го года и где воевал в первые годы войны. Это города Пушкин и Николаевск Ленинградской области, город Чудово и деревня Слутка Новгородского района. От разных людей я много хорошего слышала о своём отце и всегда им гордилась.

Моя мама

Клавдия Андреевна и Алексей Алексеевич Мельгуновы

Моя мама, Мельгунова Клавдия Андреевна, 1914 г. р. , с 42-го по 53-й годы работала председателем колхоза. В Борисоглебске, в 60-и километрах от нас, был военный госпиталь. И мама раз в две недели на рабочем поезде, а иногда на повозке возила раненым продукты, тёплое бельё, медикаменты. Путь был опасным, можно было попасть под обстрел, могли ограбить. Особо дурную славу в этом смысле приобрела станция Грибановка Терновского района Воронежской области. Это Юго-Восточная железная дорога Москва—Сталинград. Фронт прошёл от нас в 18 километрах.

Со дня победы в Куликовской битве прошло 632 года, 393 года назад русские победили шведов под Полтавой. Мы гордимся этими великими победами, хотя с тех пор прошли века. Возможно, там отличились и наши предки, но нам, увы, не дано это узнать. Великая Отечественная война закончилась всего 72 года  назад. Это ведь не так много.

Мы ещё можем найти осколки боевых орудий, записать воспоминания фронтовиков, «детей войны», подарить цветы родным и близким погибших и пропавших без вести, возложить венки у обелисков, где среди прочих, возможно, значится и родное имя.

Дочка

У поэта Зуйкова есть замечательное стихотворение «Дочка», обращённое ко всем дочерям погибших отцов.  Я впервые прочитала его в 78-ом году, и с тех пор оно не даёт мне покоя, кажется, что оно про меня, про мою судьбу.

Она не помнила отца

В свои два года от начала

И, как другие, у крыльца

Его с победой не встречала.

Не довелось. Хотя ждала,

Когда война была в разгуле.

Отца жестоко отняла

Под сердце вражеская пуля.

А время шло, спеша от зла,

От той крутой военной стужи.

Взрослела девочка, жила,

Своих подруг ничем не хуже.

У ней всё было, пусть не вдруг;

Игрушки, куклы и наряды,

А ей тепло б отцовских рук,

И больше ничего не надо…

…А ей, чтоб скрасить бытиё,

А ей бы через три ступени

В минуты горькие её

К отцу хоть раз бы на колени.

К щеке прижаться, замереть

И позабыть про всё на свете…

 

Алла Булгакова , Валентина Тимофеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *