Александр Михайлович Панов родился 3 июня 1924 года под Новгородом, в деревеньке Сельцо на территории Рюрикова Городища.
Воспоминаниями отца поделился его младший сын Михаил.
Из воспоминаний ветерана:
Деревенское воспитание
Мама моя умерла рано, а отец, первый председатель местного колхоза, всегда был очень занят. Заниматься моим воспитанием ему было некогда. Так что рос я пацанёнком, хоть работящим и смышлёным, но шалопаистым. Но это не помешало мне успешно окончить семилетку.
Помню, бегу куда-то, а навстречу – дед Василий. Наверное, самый старый в деревне, седой такой, с палкой, но – ох! – ещё крепкий дед. А я, вместо того, чтобы поздороваться, как положено, чинно, прошмыгнул мимо него. К вечеру об этом уже совсем забыл, а дед, сидя на завалинке, меня позвал:
„Саньк, а ну подь сюды!”
Я подхожу, а он своей рукой-лопатой мне ухо как скрутил:
„Ты что ж, такой-сякой, со старшими-то гнушаешься поздороваться честью?!”
С тех пор уши я берёг, навсегда запомнил, что к старшим надо относиться с уважением. Вот такая раньше была простая, но доходчивая педагогика, и так воспитывали нас всей деревней».
Начало войны
После окончания школы толковый паренёк, с хорошей памятью и способностями к математике и технике, поступил в профессионально-техническое училище в Лодейном Поле под Ленинградом. Там 16-летнего Сашку и застала Великая Отечественная война.
Тогда никому и в голову не приходило избегать фронта: наоборот, лишние год-полтора себе приписывали, чтобы «успеть добить фашиста, а то их на нас не хватит».
Хватило, как оказалось, с лихвой, на долгих 4 года. Когда летом 41-го года фронт вплотную подошёл к родным местам, Сашка Панов вместе с земляком решил пробираться домой, в Новгород. Шли наудачу, рокадными дорогами прифронтовой полосы, не зная, что ждёт за поворотом.
В начале сентября пролетающий немецкий самолёт, то ли приняв мальчишек в чёрных форменных робах за моряков-балтийцев, то ли просто из кровожадности, обстрелял их из пулемётов. На следующий день они столкнулись с отступающими частями Красной Армии. От бойцов узнали, что Новгород уже захвачен врагом. Вместе с красноармейцами они отправились дальше на восток.
20-го декабря Саша был тяжело ранен в правую ногу, попал в госпиталь, перенёс не одну операцию. 8-го февраля его выписали из госпиталя и на полгода отправили в Саратов долечиваться.
В военно-пехотном училище
Благодаря то ли молодости и здоровью, то ли упрямству, но он встал на обе ноги. Мало того – в августе 42-го года поступил на курсы младших командиров Саратовского военно-пехотного училища, готовившего кадры для самых дефицитных тогда на передовой специальностей: командиров расчётов миномётных и артиллерийских батарей.
8 ноября 1943 года 19-летний лейтенант Александр Панов прибыл на распределение в 7-й резервный офицерский полк 3-го Украинского фронта, а через полтора месяца был назначен командиром миномётного взвода 1041-го стрелкового полка 223-й дивизии, позже получившей почётное название Белградской.
Ветеран вспоминал:
«Нелегко было учиться, что и говорить. С математикой у меня проблем не было. В уме я успевал посчитать быстрее, чем другие на логарифмической линейке. А ведь в артиллерии без математики никуда. Порядки в училище были строгие. За неуспеваемость – по лени, по глупости или недоученности – сразу отчисление. Вместо лейтенантских погон – сержантские лычки, и на фронт в траншеи. Вот был у меня там дружок один в училище, хороший парень, но не давалась ему математика. Я выручал его, как мог, но однажды, пока я был в наряде, он без меня на экзамене засыпался и отбыл на фронт. А я остался на курсах.
Встреча с другом на фронте
В положенное время я получил свои документы и погоны. В ноябре 43-го прибыл на 3-й Украинский фронт в резервный офицерский полк. Получил распределение в 223-ю стрелковую дивизию.
Как-то раз иду я по расположению части и слышу за спиной:
„Товарищ лейтенант! Подойдите!”.
Обернулся – стоит капитан, грудь в наградах, лицо обветренное, суровое. Подбежал, отдал честь:
„Лейтенант Панов по вашему приказанию…”
А капитан вдруг улыбнулся:
„Ну, привет, Сашка!”
Вот так и свиделись снова с моим другом по училищу. Пока я доучивался до лейтенанта, он прибыл на фронт в пополнение. А потери были огромные, многие офицеры погибли. Прибыл мой друг сержантом, стал командиром отделения. А тут убили комвзвода и его заместителя. Моего сокурсника как старшего по званию определили командиром взвода. Потом представили к званию лейтенанта, дали роту, снова воевал. А после говорят:
„Ну, раз такой везучий да бедовый, присваиваем тебе очередное звание, получай под команду батальон”.
Так что на войне бывало всякое…»
Скупые строчки военных сводок
А то, что бои действительно были страшные, говорят скупые строчки военных сводок и других исторических документов.
«… Всего в ноябре – декабре 1943 года 223-я дивизия с боями прошла более 400 километров. Свыше 900 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями.
В январе – феврале 1944 года 223-я дивизия принимала активное участие в сражениях по освобождению от врага Правобережной Украины. В районе Верблюжки бойцам дивизии пришлось отражать ожесточенные контратаки немцев. В сражении было уничтожено 900 солдат и офицеров противника, а также 10 орудий, 23 миномёта и 45 пулемётных точек.
В марте – апреле 1944 года дивизия совместно с другими соединениями Красной Армии освободила от противника города Кировоград и Каховку. В боях было уничтожено 4000 гитлеровцев, 5 танков, 11 орудий, самолёт и другая военная техника.
За 3 месяца весеннего наступления 44-го года 223-я дивизия очистила от врага 950 кв. км советской территории и освободила 90 населённых пунктов.
Дивизия принимала активное участие в Ясско-Кишинёвской операции советских войск. В этом сражении бойцами дивизии была наголову разгромлена 257-я пехотная дивизия вермахта. 223-я дивизия дважды удостаивалась благодарности Верховного Главнокомандующего. В ходе боёв за Кишинёв дивизия уничтожила 4000 и взяла в плен 3835 солдат и офицеров противника.
В конце сентября 1944 года 223-я дивизия участвовала в освобождении Югославии. В первой половине октября она уничтожила немецкие гарнизоны в городах Бор и Бакра и освободила медные рудники. В бою в окрестностях села Боговина разгромила подразделение вермахта численностью в 2,5 тысячи солдат и офицеров, уничтожив 700 и взяв в плен 250 из них.
В октябре 44-го года на территории Восточной Сербии дивизия освободила 7 городов, 15 железнодорожных станций и свыше 100 сёл. В боях было уничтожено более 5 тыс. и взято в плен 3327 солдат и офицеров вермахта.
За боевые заслуги при освобождении от врага столицы Югославии – Белграда 223-я дивизия была удостоена почетного наименования Белградской.
В ноябре – декабре 1944 года дивизия сражалась в Западной Сербии. В ходе боёв здесь было уничтожено 2370 солдат и офицеров врага, захвачено 4 танка, 49 паровозов, 1950 вагонов с военными грузами, большое количество оружия и военного снаряжения».
Эпизод боя местного значения
Но ни одна военная энциклопедия не способна вместить все моменты «боёв местного значения». Особо запомнился такой эпизод:
«Возвращались мы как-то из разведки с „языком”, и на нейтральной полосе уже перед рассветом накрыли нас немцы минами, скорее всего, наугад. Мы вжались в землю, немного переждали. А главное в разведке – ни звука. Ползём дальше. И вдруг слышу отчётливо так: „Тюк, тюк!”, как топором. Гляжу, а один из моих разведчиков ногу свою подтянул на корень или камень какой-то и сапёрной лопаткой её перерубает. Я сначала просто онемел, прошептал:
„Что же ты творишь-то, с ума сошёл?”
Ну, грубее, сказал, понятное дело. Он обернулся, белый, как полотно:
„Товарищ лейтенант, да она мне ползти мешает!”
И точно, бедро он себе ремнём перетянул, а ниже – только на коже да штанине нога держится, так осколками посечена. И крови почти нет. До наших траншей, до санитаров мы его дотянули, а что там дальше – уже не знаю…»
Из наградного листа
В боях в районе Хынчешты под Кишинёвом в августе 1944 года лейтенант Александр Панов был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
Вот цитата из этого наградного листа с печатью 1041-го стрелкового полка и подписью его командира майора Мехтиева:
«26 августа 1944 года в боях с немецкими оккупантами в районе села Сарата-Галбенэ Котовского района Молдавской ССР тов. Панов проявил исключительную отвагу, мужество и героизм. Миномётный взвод Панова вёл бой в тылу противника. Немцы, не выдержав натиска с фронта, колоннами начали отходить в западном направлении. Но этот отход преградил миномётный взвод Панова. Немцы, не ожидая встречи с нашими бойцами в тылу, начали в панике разбегаться, бросая обоз, оружие, машины и лошадей, но везде их догоняли мины Панова. Когда не стало мин, тов. Панов и 8 бойцов, взяв автоматы, начали уничтожать немцев. Сам тов. Панов убил 49 немецких солдат и 5 офицеров и со своим взводом пленил более 100 немцев. На дороге осталось 10 автомашин и более 100 повозок…»
7-го ноября 44-го года лейтенант Панов за проявленные доблесть и мужество был награждён орденом Красного Знамени.
(продолжение следует)
Алла Булгакова – руководитель объединения «Патриот»
Здравствуте! Панов Александр Михайлович-это брат моего мужа,но прочитав историю вашего отца,я прочитала историю моего отца Щелконогова А.Ф.Спасибо нашим отцам за их подвиг!