До войны
Елизавета Ивановна и Пётр Григорьевич Григорьевы родились в Пушкиногорском районе Псковской области: Елизавета Ивановна – 22 июня 1922 года в деревне Матюхи, Пётр Григорьевич – 15 октября 1921 года в деревне Назарово.
Пётр учился в ШКМ (Школе колхозной молодёжи), где ещё подростком познакомился со своей будущей женой. 16-летняя Лиза сбежала к Петру в соседнюю деревню. Молодые сыграли свадьбу, а через год у них родилась дочь Алевтина.
В 39-ом году Петра Григорьевича призвали в Красную Армию. Службу проходил в Западной Украине, в городе Черновцы.
«Разлука с мужем, – вспоминала Елизавета Ивановна, – очень огорчала. Но я успокаивала себя тем, что годы службы пролетят незаметно, и мы опять будем вместе».
В плену
Но началась война. Петра война застала на Украине. Наши войска отступали в глубь страны.
Лизу с маленькой дочкой отправили на выселки. Через какое-то время ей передали записку, в которой сообщалось, что Пётр попал в плен, и немцы его гонят в Новоржев. Он ухитрился написать эту записку и бросить на дорогу так, чтобы её подобрали люди.
Елизавета собрала мешок с продуктами и отправилась на поиски мужа в Новоржев. Отыскав тюрьму, попросила охрану позвать Петра, а сама осталась ждать. В тюремном дворе увидела виселицу, на которой раскачивались четыре трупа. Людей повесили несколько дней назад, но снимать запретили.
Наконец из тюремных дверей вывели Петра. При виде мужа у молодой женщины сжалось сердце: худой, обросший, под глазами тёмные круги. Поговорить дали всего несколько минут. Подошли охранники, сунули Петру в руки лопату и в сопровождении автоматчиков увели группу пленных со двора.
Через короткое время раздались автоматные очереди. Елизавета пронзительно закричала и упала без чувств. Очнулась от пинка и грубого окрика: «Вставай, дура! Ничего с твоим не случилось. Трупы он закапывал». Но Лиза не успокоилась, пока своими глазами не увидела мужа, живого и невредимого.
Елизавета чудом избежала расстрела
Петра она навещала часто. Однажды немцы приняли её за диверсантку и чуть не расстреляли. А дело было так.
В тот день она узнала, что пленных перевели в лагерь в деревню Идрицы Псковской области. Женщина сразу же отправилась следом. У деревни встретила мальчика лет десяти, который вёз на подводе в лагерь продукты: «Садись, тётя, я тебя подброшу».
Уставшая Елизавета задремала и даже не заметила, как оказалась на территории лагеря. Фашисты стащили её с телеги, начали пинать ногами: «Партизано, партизано!»
Не передать словами, что пришлось ей пережить, пока немцы выясняли, кто она и зачем пришла. Но, к счастью, всё обошлось.
Вскоре из записки Елизавета узнала, что Петра опять перевели в другое место. Добравшись туда, она решила помочь мужу бежать.
Побег из лагеря
Лагерь, находившийся на берегу реки Черёхи, был обнесён колючей проволокой, по периметру – вышки с вооружённой охраной. Притворившись, что собирает щавель, женщина подошла к ограждению и перебросила на другую сторону кусачки.
Когда пришла на Черёху в следующий раз, то узнала, что Петра опять перевели, на этот раз в Псков. Найдя новый лагерь, обнаружила горы пепла и тлеющие брёвна, которые источали смрад сгоревшей человеческой плоти. От горя упала на землю, и только мысли о маленькой дочке заставили взять себя в руки.
«Не помню, как добралась до дома, – рассказывала Елизавета Ивановна. – Зашла в избу. Навстречу – счастливые родители, а из подпола выглядывает любимый муж».
Оказалось, что, когда немцы подожгли лагерь, к побегу почти всё было готово. Пётр с товарищами заранее подрыли землю под ограждением и перерезали проволоку теми самыми кусачками, которые принесла Елизавета.
Боевой путь
Пётр Григорьевич отсиживаться дома не стал, ушёл в партизанский отряд. Воевал в пулемётном взводе 8-й партизанской бригады. Под Псковом отряд объединили с регулярными частями Красной Армии. Здесь же он получил первое боевое ранение, попал в госпиталь. После излечения отправился на фронт. Воевал в Литве вместе со своим тестем, который геройски погиб в бою.
Затем Григорьев участвовал в освобождении Польши, Германии. Победу встретил в Праге.
Смерть дочери
До освобождения Псковщины его жена с дочкой жили на выселках. Немцы при отступлении отравили все сады и колодцы. Путь домой был долгим, маленькая Алечка плакала, просила есть. И вот, проходя мимо вишнёвого сада, она углядела на дереве ягодку и упросила маму её сорвать. Вскоре у девочки в животе начались сильные боли, тошнота, рвота. Аля слегла и в июле 44-го года умерла. Похоронили её в деревне Кунево.
После войны
В 46-ом году Петра направили в Западную Украину бороться с остатками бандеровских банд, вернулся домой он в конце года.
В 47-ом году у Григорьевых родился сын Александр, а в 49-ом – дочка, которую назвали Алевтиной.
В 50-х годах Пётр поехал в Казахстан поднимать целину, устроился трактористом. А немного погодя к нему присоединилась Елизавета с детьми.
На целине пробыли недолго. Вернулись домой, пошли на работу в совхоз «Пушкиногорский», где проработали много лет.
Пётр Григорьевич умер 3 августа 1992 года, похоронен в посёлке Пушкинские Горы. Его боевой путь отмечен многими наградами. Но самой большой своей наградой он всегда считал преданную и горячо любимую жену Елизавету.
Елизавета Ивановна пережила мужа на 15 лет. В последние годы работала в школе-интернате, на Пушкиногорской турбазе.
Александр Баталов, Алла Булгакова – руководитель добровольческого объединения «Патриот»