"Вечный огонь"

Сайт добровольческого объединения «Патриот»
По местам боевой славы

Отдельные эпизоды новгородской истории

Продолжение. Первая часть: Что такое Рюриково городище

Владимир Николаевич рассказывает:

Строительство моста через Волхов в начале 20 века

«В Первую мировую войну было принято решение построить железную дорогу из столицы в обход Москвы.  Тогда Москва уже была крупнейшим транспортным узлом. Из Сибири, с юга,  с севера —  все  ехали через Москву, и она задыхалась от транспорта.  Поэтому решили проложить прямую дорогу Петербург-Орёл,  и дальше через Украину до Крыма.

И вот началось строительство. Главной  проблемой стал Волхов. Через Волхов был только один пешеходный мост, нужно строить  железнодорожный. Возвести его планировали  к 1916-у году. Но Первая мировая война затянулась, многие мужчины ушли на фронт,  строить  некому.

Впервые в русской истории  к строительству моста привлекли  китайских рабочих. По обе стороны  реки  были их лагеря. Китайцев  пригласили, дали им хорошие деньги,  и они, посчитав это за счастье, продолжили строительство.

Но наступила осень, потом  пришла наша холодная зима, и китайцы начали разбегаться. К  1916 году практически все строители разбежались. В советские времена показывали много фильмов про революцию. В Москве и Петербурге, практически везде, дворниками были китайцы. Это как раз те, что сбежали. Так что не удивляйтесь, если в Петербурге увидите китайское лицо. Может быть, это наследник «новгородского» китайца, который здесь работал сто лет назад.

Да, сто лет назад была заброшена стройка. Сделаны насыпи,  поставлены быки, а вот путь не проложили.

Рюрик строил крепость

Лет 15 назад здесь  были сплошные  деревья и кустарники. Приходилось пробираться сквозь заросли, чтобы посмотреть на это знаменитое место. Теперь всё расчистили, и открылась великолепная панорама. Отсюда отлично видны Юрьев монастырь, Сиверсов канал, о котором многие слышали, но не многие его видели, и сам центр города Великого Новгорода.

В  давние времена в этих местах было очень много городков. Сейчас  эти заброшенные города и укреплённые  поселения  называют городищами.

В Новгороде вообще столько необычного! Большинство городов  создавались так: пришли люди в какое-то место, понравилось, образовали центр, а дальше город стал развиваться, расширяться во все стороны. У нас же центр города  не оставался на месте, он путешествовал.

Новгород не единственный такой город. То же самое, например, было около Смоленска. Там есть  великолепный  архитектурный комплекс в Гнездово. Чем-то он ещё в древние времена  не понравился,  по каким-то причинам люди  из него ушли за 30 км и основали Смоленск. У нас же город возник ближе от первоначального центра – Рюрикова городища, только в  3-4-х км. Центр Новгорода, как и Смоленска, путешествовал.

Вначале, когда людей было мало,  для защиты от врагов нужна была крепость. Городищенский холм  был  для этой цели очень удобен. Сейчас мы стоим на  самом высоком холме Приильменья.  Здесь были глинистые склоны. Если глиняный обрыв обрызгать  водой, то забраться на него  практически невозможно. Готова природная идеальная крепость. И поэтому Рюрик именно здесь её  основал.

Ильмень или Ильмер, в переводе  — это озеро, влияющее на погоду. До 18 в., до Петра 1, озеро  называлось не Ильмень, а Ильмер. Позже  славянский язык слово смягчил.

С 1973 года здесь проводились очень серьёзные раскопки. Исследована практически вся территория, сделана реконструкция этого места. Сиверсов канал, построенный в начале 19 века, уничтожил часть территории и разрушил структуру. Скорее всего, при этом погиб и княжеский архив документов.  Сохранились только печати. Такие печати  подвешивались к Грамотам вместо подписи. Их огромное количество! У нас самая большая в мире коллекция  печатей. Она  найдена на Рюриковом городище. Но сами документы не сохранились. Мы можем прочитать, кто их писал, но что за документы удостоверялись печатями, мы не знаем.

Как выглядел город-крепость

Когда мы  шли сюда, там за поворотом  был мостик. Это прежняя граница   посёлка-крепости. По средневековым меркам это был довольно большой посёлок. В те времена, в 9 в., площадь Парижа была примерно 8 га,  а у нас  только кремль  занимал 12 га. 2/3 кремля — это весь Париж, каким он был несколько столетий назад. Так что это территория довольно крупного европейского города.

Здесь, в низинках, обнаружены усадьбы, где жили простые люди, ремесленники. А усадьбы дружинников находились с другой стороны посёлка. В центре  видны остатки какого-то крупного дворца, скорее всего, это и был княжеский дворец.

Чуть позже на  этой территории строится церковь. Но в начале 14-го века церковь  подмыло, и она  рухнула. В середине 14-го века строится новая церковь, чуть в стороне от берега, чтобы её не постигла та же участь. Но эта церковь  тоже пострадала.  Она стояла до  середины 20 века,  идеально стояла, была очень красивая. Началась  Великая Отечественная война, и её расстреляли с того берега, со стороны запада. Её восточная часть сохранилась. Чтобы  не было никакой славянской культуры, фашисты уничтожали всё.

Расстрелянные церкви не мешали немцам, они были  фактически  у нас в тылу.  Их уничтожали умышленно. Уничтожь историю — и народ превратиться в толпу рабов.

Здесь  были  пристани. На пути из «варяг в греки» здесь располагался опорный пункт. Это уже реконструкция.  Копали 30-40 лет, и раскопки продолжаются до сих пор. Обычно  копают целое лето, и даже в сентябре.

 Губернатор Яков Сиверс вывел Новгород из забвения

ЯКОВ ЕФИМОВИЧ СИВЕРС
ЯКОВ ЕФИМОВИЧ СИВЕРС

Расскажу  вам ещё про канал. Экономика часто губит историю. У нас в конце 18-го века был очень серьёзный губернатор, Яков Ефимович Сиверс. Именно он  вытянул Новгород из забвения. Город в середине 18-го века фактически умирал. После строительства Петербурга, туда ушли все функции Новгорода. Если бы не  был построен Петербург, сейчас бы Новгород был гигантским мегаполисом. Все функции — экономические, политические, духовные  — были у Новгорода.

Пётр 1 построил  столицу на  месте, более удобном для связи с  Европой. Всё доступно, дёшево. Кораблям добираться легче. Новгород в то время оказался в тылу, вроде уже  и не нужен. Он начал умирать, и в середине  18-го  века его население  упало  до 4000 человек. Это  просто село.

Но появился Яков Ефимович Сиверс, который построил адмиралтейскую парусную фабрику, крупнейшую в то время в России. Половина всех парусов русского парусного флота за всю историю произведено в Новгороде.

Новгородская губерния до конца 19 века была крупнейшим  в мире производителем  конопли. Верёвки, все снасти  делали из конопли. У нас  были 2 технические культуры: лён и конопля. Конопляным маслом сапоги натирали, швейные машинки смазывали.

И вот Новгород расширяется, развивается. Его населяют уже не 4000, а несколько десятков тысяч человек. Кстати, Яков Сиверс управлял новгородской землёй  в течение 18-и лет. Он рассчитывал, что Новгород  станет крупнейшим транзитным центром для снабжения Петербурга.

Ильменьское  Поозерье

Озеро Ильмень
Озеро Ильмень в районе Коростыни

«Петербург рос. К концу 19-го века его население достигло 1 млн. человек. Вокруг города выращивали только огородные культуры. Пшеницу и  всё остальное  надо было  привозить. Снабжение шло через Новгород. Сухопутные  дороги только формировались, всё поставляли водным путём. У нас здесь в 19-м веке за сезон, то есть с середины мая до середины октября, проходило 15000 кораблей и больших  барж.  Если посмотреть фотографии 19-го века, то  берега покажутся суженными, потому что повсюду стоят  и плывут баржи.

И здесь единственная проблема – Ильмень-озеро. С точки зрения плавания это очень плохое озеро. Оно очень мелкое, средняя глубина 2-2,5 м. при площади 3000 кв. км. По площади  это десятое озеро в Европе —  тончайшая водяная плёночка. Глубина Волхова до 15 м. 52 реки впадают в Ильмень, а вытекает из него только Волхов.  Это самая быстрая равнинная река в Европе, просто в силу того, что давление воды большое, а озеро мелкое. Но вот эта «мелкость» играла плохую роль. Мели возникали постоянно. Чуть  вода усилит поток — возникает мель. Ещё вчера не было, а сегодня появилась. Поэтому плавать  по озеру было сложно. Но самая главная беда — это бури. Если поднимался ветер, начинало раскачивать корабль. Его часто разбивало о дно Ильменя.  Даже небольшое волнение сулило смерть.

вид на Юрьев монастырь
вид на Юрьев монастырь

По берегам Ильменя, с севера  и почти до Шимска, было так называемое Поозерье. Это очень интересный район. Его жители считаются  физически крепкими и надёжными людьми. Чем жили поозёры? Они строили корабли, знаменитые ильменьские соймы, которые могли выдержать ильменьскую бурю. Один  известный инженер-кораблестроитель  —  Крылов, создатель первого русского броненосца, однажды плавал по Ильмень-озеру в спокойную погоду и увидел плывущую сойму. Он написал в своём дневнике:

«Это не может плавать».

Правда, потом, через несколько дней, он увидел её во  время бури, когда сойма сама без управления выплывала из всяких штормов.  Тогда он сказал:

«Знаете, это чудо».

Вот так охарактеризовал ильменьские суда лучший кораблестроитель 19-го века.  Поозёры не только строили замечательные корабли, но и служили лоцманами, занимались рыболовством, перевозкой грузов. Доставляли камень из Коростыни. Там очень красивые обрывы, объявленные национальным заповедником. Вот там и добывали камень, из которого построены все новгородские церкви, именно с юго-западного берега Ильменя. Это всё доставляли  поозёры.

У женщин-поозёрок  была очень тяжёлая жизнь. Если остальные женщины  занимались домом, хозяйством,  детьми, то поозёрки занимались, кроме того,  огородом, пашней, рубкой леса. Это всё было  женской работой. Но, несмотря на это, поозёрки очень гордились своими мужчинами.  В конце 20-го века бытовала такая фраза, которую произносили женщины:

«У вас- то в городах все мужики балованные, а у нас настоящие, каждый день на смерть идут».

Они гордились, что у них такие мужики. В Новгороде всегда считалось, что  выйти замуж за поозёра — это удача.

Строительство Сиверсова канала

Сиверсов канал
Сиверсов канал

Но надо  было как-то разобраться с этой бедой и снабжать Петербург. Представьте: 15000 кораблей! За год  из них садились на мель или разбивались до 500 кораблей. Это огромное количество! Сплошные катастрофы.

У Якова Сиверса возникла идея – прорыть канал. Потому и назван канал именем губернатора-энтузиаста, хотя не он  его строил. Путь шёл из Мсты  до Волги через Селигерские озёра и дальше уже к Москве и в центральную Россию. Надо было выйти из Мсты в Ильмень-озеро и  зайти сюда, здесь недалеко, всего  10-15 км. Поэтому он выдвинул такую идею:  чтобы корабли не заходили в  коварный и опасный Ильмень, надо  пробить  канал, который соединял бы исток Волхова и устье Мсты.

Сам он, правда, этого сделать не смог, но, тем не менее, строительство канала — его идея. Потому  построенный уже в начале 19-го века при Александре 1 канал,  назвали его именем —  Сиверсов канал.

Раскопки  в Новгороде уже велись, но инженеры  не особо заботились о сохранении культурного наследия. Они проложили канал по прямой линии, и четверть посёлка уничтожили.

(продолжение следует)

Валерия Мастюкова, Марина Белоусова, Анастасия Семенцова, Алла Булгакова – руководитель добровольческого объединения «Патриот».

Фото Анастасии Семенцовой.

1 Comment

  1. Добрый день!
    Бережно относиться к истории своей земли это очень почетно.
    Рассказать и познакомить с историей края как можно больше людей это необходимо.
    Если есть видео и с рассказом материала истории пришлите.
    Занимаюсь популяризацией патриотическо-краеведческой темы для подростков.
    Можете ли принимать группы от 10 человек?
    Можно подумать , о маршруте и размещении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *