"Вечный огонь"

Сайт добровольческого объединения «Патриот»
Вспоминая войну

Ходила по дорогам девочка…

Михеев Василий Петрович

Для Василия Петровича Михеева, полковника КГБ в отставке, Почётного чекиста, лауреата Форума «Общественное признание», война длилась более 30 лет после её окончания.

Вместе с 4-й танковой армией он прошёл долгий фронтовой путь от Курской дуги до Праги, участвовал во многих кровопролитных боях, освобождал узников Бухенвальда, встречался с союзниками на Эльбе.

Награждённый многими боевыми орденами и медалями мотоциклист-разведчик 2-й мотоциклетной роты после Великой Победы начал новую наступательную операцию по розыску и привлечению к ответственности государственных преступников, которые в годы Великой Отечественной войны уничтожили тысячи безвинных людей, сожгли на территории Новгородской, Псковской и Ленинградской областей сотни деревень.

Тридцать лет Василий Петрович занимался розыском бывших эсэсовцев, карателей, изменников Родины, замаскировавшихся под чужими именами в разных концах света: в Западной Германии, во Франции, в США, Бразилии, Аргентине. Им были разоблачены 123 карателя, установлены за рубежом 1119 государственных преступников.

Иногда чекистам удавалось выявить до того неизвестные факты мужества и героизма советских патриотов, а то и возвратить кому-то доброе имя.

Долгие годы Василий Петрович по крупицам собирал сведения о маловишерской партизанке, юной разведчице Ане Костиной, которая была расстреляна фашистами и посмертно награждена орденом Ленина.

Что мы знаем о семье Костиных

К сожалению совсем немного.

Анна Семёновна Костина родилась 14 декабря 1924 года в деревне Горка Бологовского района Калининской (теперь Тверской) области.

Отец, Костин Семён Степанович, родился в 1891 году. Мать умерла рано, оставив четверых детей. Аня была старшей. Росла она смышлёной, бойкой девочкой. Как все дети, любила играть, но к труду привыкла рано, так как все дела по дому легли на её плечи.

В 1937 году семья переехала в Малую Вишеру Ленинградской (теперь Новгородской) области. В 39-ом году Аня окончила семилетку и поступила в Маловишерское железнодорожное училище. Через год уехала в Ленинградское училище «Ленэнерго». Училась она легко и охотно, хотела стать электромонтёром высоковольтных линий, мечтала о том времени, когда до самой глухой деревушки дойдёт электрический свет. Эта профессия привлекала её ещё и романтикой. После первого курса Аня приехала домой на каникулы.

Здесь и застала её война. Ехать с семьёй в эвакуацию девушка категорически отказалась, считая, что место комсомолки в рядах борцов с фашистскими захватчиками. Семью эвакуировали в Молотовскую (теперь Пермскую) область, в деревню Логиново Белоярского района.

Вернуться в Ленинград Аня не смогла, так как мост через Волхов был взорван. Обратилась в военкомат, и 17-летнюю девушку по её настойчивой просьбе направили в разведшколу, хотя вначале её туда брать не хотели – слишком молода. Но она все пороги обила и добилась-таки своего. Так Анна Костина стала разведчицей Асей.

Товарищи ласково называли её «наша Анюта» и видели Аню всегда жизнерадостной и весёлой. Только капитан госбезопасности Николаев, провожавший девушку на задания, знал её другой: суровой, решительной и находчивой.

9 раз разведчица переходила линию фронта и 9 раз возвращалась с ценными оперативными сведениями.

Переодетая в потёртую фуфайку, стоптанные валенки, по-крестьянски крест-накрест перевязанная платком, ходила девушка в тылу врага, просила кусок хлеба и приюта на ночь. Она всегда была готова ответить по легенде на любой вопрос, встречать спокойно недоверчивые взгляды, спать в пол-уха, есть через раз, разбираться мигом, кто свои, а кто чужие. Не суетясь, не глазея по сторонам, она умела видеть и запоминать каждую деталь. А потом по ночам повторяла про себя информацию – кто? где? сколько?

Ходила себе по сельским дорогам девчонка, искала пропавшую сестру. Мать, рассказывала она, бомбой убило, родных больше никого. Одна в целом свете…

С декабря 41-го по февраль 42-го года Костина по заданию органов госбезопасности переходила линию фронта и в тылу противника – в Красногвардейском, Чудовском, Оредежском и других районах – добывала важные сведения о передвижении немецко-фашистских войск, их укреплениях, военной технике, расположении вражеских гарнизонов.

Полученные от неё разведывательные данные успешно использовались командованием частей Ленинградского и Волховского фронтов.

27 февраля 1942 года поздним вечером в сторону линии фронта ушла юная «разведчица-одиночка» Анна Костина в последний раз. Ушла и больше не вернулась.

Последнее донесение разведчицы Анны Костиной:

«В селе Гора расквартировано около 200 немецких солдат, вооружённых автоматами. Деревня окружена окопами и блиндажами с установленными в них пулемётами. На опушке леса около дороги установлено 5 миномётов. В деревне Гора, как и в деревне Вольная Горка, немцы строят блиндажи в подвалах домов. Немцы организовали полицию из местного населения.

Полицаи одеты в немецкую форму, и с местными жителями обращаются по-зверски. На станции Нащи 4 танка и около 20 автомашин, мотоциклов и повозок.

Южнее реки Луги вырыт противотанковый ров, по фронту рва имеются пулемётные и миномётные точки. Севернее реки вырыты окопы, брустверы сделаны из брёвен. На станции Батецкая до 1200 немецких солдат, в большинстве вооружённых автоматами и ручными пулемётами. В посёлке наблюдалось до 80 автомашин, 100 повозок, 15 мотоциклов, 4 танка, 7 кухонь. Посёлок превращён в крепость. Около домов и подвалов почти каждого дома вырыты блиндажи. Ася»

Как Аня попала в руки немцев

Никто до сих пор не знает точно, как Ася попала в руки немцев. Была в этом нелепая случайность, коих на войне было немало, или её кто-то выдал? Почему она была так зверски замучена?

Ответы на эти вопросы отыскались только после войны. Личное дело под псевдонимом «Ася» было уничтожено в 1955 году «по отборочному списку, из-за того, что утеряна связь, и из-за невозможности дальнейшего использования».

Но у нас сохранилось много трофейных немецких документов. Все они, захваченные в разных местах, откуда гитлеровцы в спешке бежали в январе и феврале 44-го, попали в разные государственные архивы.

В Ленинградском архиве Октябрьской революции и социалистического строительства была обнаружена большая пачка трофейных документов из Гатчины. Гитлеровцы так спешили удрать, что не успели не то, что вывезти, а хотя бы поджечь секретные бумаги. Вот так много лет спустя стало известно, как погибла Анна Костина.

Штурмбанфюрер СС Редер.

14 марта 1942 года

«К агенту Анне Костиной был подсажен провокатор. Ему удалось выпытать имена её сообщников, которых необходимо срочно арестовать. Агент Костина назвала следующих лиц, у которых, со ссылками на неё, можно просить помощи:

на аэродроме в Волосове в двухэтажном доме живут Валя и Вера Курсины;

в Любани на улице 1-го Мая проживают Соня и Нина Романовы;

в Тосно на улице Коммунаров (или Коммунистической), д. 46, Шура Павлова.

Необходимо обезвредить указанных лиц».

Версия Николаева

Как всё происходило на самом деле, никто не знает, но, по мнению Николаева, события могли развиваться следующим образом.

Аню долго допрашивали, а однажды в чулан, где она была заперта, бросили ещё одну женщину, тоже по-крестьянски одетую. Та сразу попыталась втереться в доверие к девушке, жаловалась на свою участь, просила совета. Аня то ли из-за оплошности «подсадной утки», то ли благодаря природной наблюдательности, почувствовала, что перед ней разыгрывают спектакль, и обо всём догадалась. Она решила воспользоваться моментом и, рассчитывая на помощь товарищей, тянула время. Вот и назвала людей, к которым «соседка» может обратиться от её имени за помощью, если освободится раньше.

Тайна разведчицы Аси

В тот же день, как только Костина назвала «своих» людей, то есть 14-го марта, штурмбанфюреру СС Редеру поступило секретное сообщение:

«Срочно! Костина является активным агентом. Много раз переходила линию фронта и по возвращении с задания должна быть награждена орденом Ленина…»

Это передал враг, который работал в нашем тылу, и его донесение стало приговором для Аси. Но почему-то немцы её не трогали ещё 10 дней, ждали с 14-го марта до 24-го. Почему? Трофейный архив раскрыл и эту тайну…

24-го марта Редер получил из Волосова сообщение о результатах проверки лиц и объектов, названных Аней:

«Аэродрома в Волосове в действительности нет. Бургомистр указал на распространённость здесь фамилии Курсины, однако названных имён – Валя и Вера – нет. Проверка другого аэродрома – близ Губаниц – не принесла положительных результатов, возможно, речь шла о другом Волосове…»

Немцы скоро установили, что другого Волосова нет. Всё было вымышлено. Разведчица просто сбивала их со следа, выигрывала время. Она выиграла ещё 10 дней жизни, но не всю жизнь…

Вскоре войска 25-й кавалерийской дивизии под командованием генерала Гусева освободили Малую Каменку.

Товарищи пытались помочь

Сразу после того, как Аню схватили фашисты, для её спасения была послана агентурная разведчица 3-й партизанской бригады Полина Ивановна Леонтьева – Маслова. Вокруг дома, где пытали девушку, плотным кольцом стояли немцы с собаками. Полина увидела Аню из толпы сельчан, сквозь которую под усиленной охраной пленницу провели по деревне Гнилки в соседнюю деревню Славковичи на очередной допрос.

Аня босая, с непокрытой головой, исполосованная ремнями, истерзанная собаками, на лице синяки, во рту кляп из её жёлтого шарфика. Она искала взглядом в толпе хоть одно знакомое лицо. На секунду глаза девушек встретились, и Полина заметила на Анином лице мелькнувшую радость.

До места назначения Костину почему-то не довели, закололи штыками и сбросили в овражек у деревни Каменка, запретив местным жителям её хоронить. Ночью советская войсковая разведка нашла тело девушки и, как могла, похоронила, завернув в парашютный шёлк. По некоторым свидетельствам, Аню расстреляли.

Как увековечили память юной разведчицы

В 1953 году её останки были перенесены в общую братскую могилу в посёлке Славковичи, а на месте первого захоронения поставили деревянный обелиск и деревянную ограду.

Так почти через 40 лет восстановилась картина последних дней жизни и смерти юной разведчицы, а ещё примерно через 10 лет в Малой Вишере, где до войны жила семья Семёна Костина, маленькую улицу назвали именем его дочери Анны.

Приказом по войскам Волховского фронта от 30 апреля 1942 года за № 025-Н

«За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Костина Анна Семёновна награждена орденом Ленина (посмертно)».

23 июня 2006 года в городе Малая Вишера на здании профессионального училища № 9, где когда-то училась Аня, была торжественно установлена мемориальная плита в честь фронтовой разведчицы Анны Семёновны Костиной.

Плита была изготовлена на средства Совета ветеранов УФСБ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и является продолжением акций по увековечиванию разведчиков и контрразведчиков Великой Отечественной войны, воевавших на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

Стихи, посвящённые Анне

Спустя годы, ученица Маловишерской школы посвятила подвигу Анны Костиной такие строки:

Девушка отзывчивая, милая,

В грозную годину став бойцом,

Словно Данко, людям подарила

Сердце, рассечённое свинцом.

Люди сердце подняли, как факел,

Вечно подвиг в памяти храня,

Кто тогда над павшими не плакал,

Дорогих и близких хороня!

Перед светлым именем героя

Молча склоним головы свои…

Аня стала нам такой родною,

Членом многочисленной семьи.

Валерия Мастюкова, Марина Белоусова, Ярослав Булгаков, Алла Булгакова – руководитель объединения «Патриот»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *