Своими воспоминаниями о радистке, Шаровой Дарьи Павловне, поделилась Белоножкина Людмила Павловна:
Оперативная связь
Шарова Дарья Павловна (Нечаева Дашенька) родилась в 1924г. в Воронеже. Она была единственным любимым ребёнком в семье.
Во время учёбы в школе училась на курсах радистов, освоила азбуку Морзе. Перед ВОВ такие курсы открывались во многих городах, а молодёжь охотно шла туда учиться.
Когда началась ВОВ, радисты нужны были во всех родах войск — от пехоты до авиации. Оперативная связь на фронте — это вопрос жизни и смерти. В начале войны применялась в основном проводная связь, и только в авиации, танковых войсках и на флоте были более надёжные средства связи. Позже армия стала оснащаться рациями и радиостанциями. Никаких спутниковых средств связи и портативных раций не было.
Недостаток проводной связи заключался в том, что часто случались обрывы кабеля и их трудно было под обстрелами устранять, да и немцы часто перерезали кабель. Наши предприятия из-за малых мощностей не могли обеспечить кабелем армию, помогала нам в этом Америка. При такой связи мешали помехи, шумы, трудность в передаче данных заключалась в задержке передачи, в шифровании. Очень трудно было таскать за собой огромную тяжёлую катушку с кабелем и, как правило, все сведения надо было добывать у самой передовой от разведчиков, а потом передавать в штаб.
Они расстались навсегда
Я очень уважала Дашу, можно сказать любила, как родную сестру, просила её рассказать о себе, о службе на фронте. Мы часто виделись, тем более, что работали на одном заводе. Вот некоторые мои записи о ней:
Дашу призвали в армию в феврале 1942 года, а её отец, Павел Нечаев — политработник в звании подполковника, ушёл на фронт в первые дни войны.
На одной из станций, где скопилось много эшелонов с военными, отправляющимися по разным фронтам, Даша случайно встретилась со своим отцом. Это была пятиминутная и очень дорогая встреча.
Ожидая отправления своего эшелона, Даша прогуливалась с попутчицами по перрону. Вдруг чьи-то сильные руки обняли её сзади за плечи. Это был её отец. Несколько мгновений, несколько фраз и они расстались навсегда. Через два с половиной месяца Даша узнала о гибели отца. Уже тогда у неё появились первые седые пряди.
Потеря любимой подруги
За сбором сведений о положении в войсках, о приближении вражеских сил радисты отправлялись небольшими группами за много километров, большую часть пути проходили по опасной для жизни территории, неся за плечами тяжёлую рацию, или тащили за собой катушку с многометровым кабелем.
С первых дней Даша подружилась с Женей из Краснодара и почти всегда они уходили на задания вместе. Их часто сопровождал паренёк Ванюшка, с ним они чувствовали себя защищёнными, он был очень смышлёным.
Однажды, когда Даша находилась в землянке, туда вбежал белый, как полотно, разведчик Ванюшка, он сообщил Даше о гибели Жени.
Много километров прошли они к тому месту, похоронили Женю, заметили место. Седых прядей у Даши добавилось ещё больше. Даша сообщила о трагической гибели Жени её маме в Краснодар. После войны Даша с ней встречалась, они ездили на место захоронения Жени, там уже было целое воинское захоронение, перечислены фамилии и имена погибших солдат, в т. ч. и имя радистки Жени. До конца дней мама Жени называла Дашу доченькой, а Даша хранила память о Жене и её маме, как о родных людях.
Дети
Дашу распределили в тот же авиационный полк, где служил Шаров Алексей Михайлович, там они познакомились, а после окончания войны поженились. На свадьбе присутствовали 45 лётчиков. Так Нечаева Дашенька стала Шаровой.
После окончания войны супруги приехали в Новгород на родину Алексея.
Первым у них родился сын, назвали его Александром в честь погибшего в войну брата Алексея.
Одну из дочерей Даша назвала Женей в память о своей военной подруге. Судьба этой девочки была тяжёлой, она долго болела и в возрасте 22-х лет ушла из жизни. Это очень подорвало здоровье Даши.
Сын в детстве получил серьёзную травму, из-за которой не мог устроить свою личную жизнь. Работал он реставратором исторических памятников, изучал живопись, сам писал, в основном, иконы, хотя этому нигде не учился.
На гражданке
Профессия радистки очень пригодилась Даше на гражданке. Она много лет работала радисткой в рыболовецкой организации. В её обязанности входило оповещение рыболовецких судов о непогоде, приём сведений с судов, постоянное наблюдение за их перемещением и т. д.
Потом была «Волна», где уже работал её муж. Она работала вязальщицей схемных кабелей, которые использовались при монтаже на всех изделиях, выпускаемых заводом. Дарью Павловну ценили в цехе, как участницу войны и как добросовестную работницу, выполняющую свою работу на отлично.
На заводе «Волна» работала монтажницей и её дочь Алла.
Внучки
Алла подарила своей маме двух внучек. Для Дарьи Павловны это было счастье, она знала ради кого теперь должна жить, она отдала им всю свою любовь. Внучки выросли, вышли замуж. Старшая живёт в Америке, у неё два сына, пока они ещё маленькие, но о своих новгородских прадедушке и прабабушке вряд ли когда-нибудь узнают.
Непредвиденная встреча через 40 лет
Когда Даше исполнилось 60 лет, следопыты цеха №6 разыскали командира Алексея, который присутствовал у них на свадьбе, и пригласили его приехать на завод, чтобы встретиться с Дашей и поздравить её с юбилеем. Всё это готовили тайно от Дарьи Павловны. Сколько радости, сколько слёз радости и счастья было в те минуты встречи. Такие моменты из жизни не забываются.
Оценка труда и воинской службы
Дарья Павловна много раз награждалась почётными грамотами, а её фотографии занимали самые почётные места на досках Почёта.
За заслуги в ВОВ награждена орденами и медалями. Её имя, как и имя мужа, занесено в Книгу Памяти, а награды переданы в музей.
Умерла Дарья Павловна в 1996г. в возрасте 72-х лет. Похоронена на Западном кладбище недалеко от захоронения мужа. Вскоре после неё умер сын, потому что некому было опекать его и заботиться о нём, кроме неё.
Светлая память о тебе, Дашенька, будет всегда.
Материал подготовила Белоножкина Людмила Павловна, дв. сестра Шарова А.М.